Церковь и культура. Сумбурно
Mar. 28th, 2008 05:41 pmЧитала интервью Калугина про культуру. Многа думалъ. В целом ведь все верно сказал. Мысль Калугина перекликается со словами о.Георгия Чистякова: "В какой-то момент в начале 90-х годов стало ясно, кто определился как новый враг - все "не наши". Причем обнаружился он во всех сферах жизни. В культуре, которую стали срочно защищать от влияния Запада, забыв, что и Чайковский, и Пушкин, и Лермонтов, и Большой театр, и Баженов с Воронихиным появились на Руси именно благодаря этому влиянию. В политике, где все больше ведутся разговоры о каком-то особом, незападном пути России, хотя все мы прекрасно знаем, что этот "незападный" вариант - это, увы, путь Саддама Хусейна, Муамара Каддафи и других подобных им лидеров. Третьего не дано. В религии, где не учитывают, что борьба с занесенными на Русь извне исповеданиями чревата отказом от православия, ибо и оно в 988 году было занесено к нам из-за границы".
Мысль моя пошла дальше. Подумалось мне, что наша революция и последующий за ней кошмар является логичным следствием того, что российская Церковь отказалась взаимодействовать с культурой. Если западная Церковь худо-бедно сотрудничала с художниками, писателями, музыкантами, учеными, то в России из-за жестких внутрицерковных ограничений (музыкальных инструментов нет, жесткое иконописное правило, жесткое богослужебное правило) интеллигенция оказалась не у дел. В результате умные люди, которые могли бы стать движущей силой христианства мирского, внутриобщественного, стали Церковь покидать. В тех рамках, которые им предлагались, им было слишком тесно и слишком скучно. Глубокое эстетическое чувство для интеллектуально развитого человека - это всегда мостик к Богу, к духовному. Интеллигент не может узнать духовное без прекрасного, оно у него завязано в едином узле. А эстетическое в православной традиции почему-то противопоставилось духовному и было обозвано некрасивым словом "прелесть". (ага. орган - прелесть, Рафаэль - прелесть, "Мысли" Паскаля - прелесть...).
Таким образом российскую интеллигенцию из Церкви разогнали. И она своими богоборческими (кстати, часто больше храмо-, чем бого-) метаниями и изобретениями религиозных велосипедов подготовила революцию. А могла бы так преобразить страну.
Сейчас все опять повторяется: умные, интеллигентные люди вроде о. Георгия Чистякова, о.Александра Меня или о.Александра Борисова сразу же получают ярлыки "филокатоликов", "обновленцев", "либералов". Всякие традиционалисты, ортодоксы, ревнители старины и "веры отцов" пытаются их вытряхнуть из Церкви, как камешки из ботинка, не понимая, что именно они являются единственным шансом на спасение российской Церкви. Красота спасет мир - это правильно сказано. Я б добавила: если красота будет встречать и окутывать человека, входящего в храм.